Пятнашки
Эта подвижная старая игра отлично развивает скорость, выносливость и улучшает реакцию. Для нее обязательно должна быть выбрана площадка, границы которой обозначают флажками, ленточками и другими метками. Сначала выбирается водящий, или как его еще называют – пятнашка. Для отличия на него надевается цветная повязка или ленточка. Другие участники встают в разных местах площадки и после сигнала разбегаются в разные стороны. После условного сигнала, все разбегаются и задача пятнашки догнать и коснуться рукой другого игрока. После этого пойманный игрок отходит в сторону. Это продолжается пока водящий не поймает 3 или 4 человек. Затем игра начинается заново. Если никого не удается поймать за 30-40 секунд, то выбирается новый водящий.
Жмурки
Эта русская народная игра немного похожа на пятнашки. Также выбирается поле, только значительно меньше. Обычно это какая-либо комната или зал. Задача водящего поймать другого игрока и правильно назвать его имя. Если имя названо правильно – тот, кого поймали, становится водящим. Сложность заключается в том, что водящий все делает с завязанными глазами. Другие же игроки должны хлопать в ладоши, топать ногами, чтобы он мог ориентироваться по звукам. Также очень важно подсказывать водящему, где на его пути есть острые углы, ямы, пороги. Чтобы не упасть и не пораниться.
Горелки
В этой старой народной игре участники должны выстроиться в колонну, взявшись за руки. Перед колонной встает водящий, спиной к остальным ребятам. После этого участники хором начинают произносить слова:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
После команды «Беги!» последняя пара расцепляет руки, и бегут вдоль выстроенной колонны вперед с разных сторон. Им нужно встать перед водящим и успеть взяться за руки. Водящий должен поймать кого-то из них до того как они возьмутся за руки снова. Если поймает – то они образуют новую пару, а оставшийся человек становится водящим.
Ручеёк
Участники выстраиваются парами. Нужно поднять руки вверх таким образом, чтобы получился словно «домик». Пары становятся друг за другом и начинают движение. Оно может быть как прямым, так и по кругу. Водящий – отдельный человек, без пары. Он заходит в ручеек и проходит через него, под импровизированной «крышей». По пути он должен ухватить понравившуюся руку и с этим человеком они уходят в конец, где встают, образуя такую же «крышу». Человек, у которого нет пары, становится новым водящим. Эта старинная русская игра развивает внимательность, и улучшает умение работать в коллективе.
Салочки
Эта народная игра очень простая. Здесь не нужно объяснять организационные моменты и как-либо выстраиваться. Правила тоже небольшие: водящий должен коснуться рукой кого-то из игроков и тогда тот игрок становится водящим. Это касание рукой, передающее право человеку водить, иначе называется «осалить». Оно должно быть легким, нельзя хватать за руку, тащить, удерживать на месте. Игра эта бесконечная, пока участникам не надоест бегать друг за другом. Обычно устанавливаются границы территории, чтобы игроки не разбегались сильно. Нарушивший границу становится новым «Водой».
Прятки
Старая русская игра призвана развивать у игроков честность, усидчивость, внимательность. Среди участников выбирается «Вода» (водящий). Обычно с помощью считалочек, но можно использовать, например, и жребий. Выбранный игрок отворачивается от остальных, закрывает глаза (а иногда и уши, чтобы не слышать) и начинает считать до условленной цифры. Она зависит от того, насколько большая территория игры. Для маленького помещения подойдет и 10-20, а для улицы и двора от 30. После отсчета он произносит «Я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват!» И после этого он идет искать ребят.
Лапта
Русская лапта – это игра с мячом и битой. Для нее важно обладать меткостью, внимательностью, скоростью, твердостью удара. Для нее нужны: ровная площадка, резиновый мячик и сама бита. Игроки делятся на две команды: нападающие и водящие. Бьющий одной из команд отбивает мяч как можно дальше. Теперь его задача пробежать до противоположной стороны и вернуться за то время, пока летит мяч. Главное остаться не «осаленным» противником. Если пробежка удалась, то команде начисляются очки. Если игрок не успеет вернуться и пересечь границу, то он остается в другой команде.
Чехарда
Старинная русская игра хорошо нам известна еще с давних времен. Для нее нужна площадка с относительно мягкой поверхностью. Подойдут: травянистая поляна, пляж, зимой – снег. Играть можно даже вдвоем, но чем больше игроков – тем веселее. Игроки служат опорами, они садятся на корточки на расстоянии друг от друга. Оставшийся или выбранный игрок должен перепрыгнуть всех их по цепочке. После этого он также становится в стойку, уже, будучи первым. А последний участник начинает движение. И так по кругу.
Пустое место
Участники выстраиваются в круг, выбирается водящий. Он начинает бежать по кругу и задевает рукой случайного игрока. Последний начинает бежать в противоположную сторону, навстречу «Воде». Выигрывает тот, кто успеет добежать и занять освободившееся место. Оставшийся человек становится водящим. Остальные стоящие в кругу никак не должны мешать и задерживать бегущих игроков. Если они оба прибежали на место одновременно, то эти участники становятся в круг. А «Вода» выбирается новый по считалочке или посредством жеребьевки.
Кошки-мышки
Эта русская народная игра имеет довольно интересное название. Цель этой игры – защитить мышку от кошки. Игроки выбирают мышку и кошку соответственно. Если игроков много, то ключевые персонажи могут выбраться по двое. Выбранные игроки встают на разных концах площадки, мышку окружают остальные игроки по кругу, взявшись за руки. Кошка же должна попасть в «домик» к мышонку, расцепив руки. Можно перепрыгивать или проползать. Мышонка ограждают только сцепленными руками, их можно поднимать или опускать. Не допускаются подножки. Ненадолго мышка может выбегать из домика, дразнить кошку.
Жмурки
Жмурки - старинная русская народная игра. Сначала считалочкой выбирают водящего. Водящему завязывают глаза платком или шарфом и раскручивают. Потом все разбегаются и начинают хлопать в ладоши или топать, а водящий по звуку должен с завязанными глазами поймать любого игрока. Когда ему это удаётся, он на ощупь пробует угадать кто это. Если угадал верно, то этот игрок становится водящим. А если не угадал, то должен ловить заново.