Иван Петрович Кулибин (1735-1818) – удивительный мастер, новатор и незаурядная творческая личность.
О детстве изобретателя-самоучки известно немного. Мальчик родился в Нижегородской губернии, в семье купца-старообрядца и с ранних лет помогал отцу в лавке. Школу маленький Ваня не посещал, зато активно интересовался внутренним устройством вещей.
Он собирал инструмент для слесарных, токарных, ремесленных работ. Изучал учебники по химии, физике, естественным наукам. Работа подмастерьем помогла самостоятельно освоить механику. Вскоре слава о юном изобретателе разнеслась по родному Нижнему Новгороду, а потом – по России.
Часы «яичной фигуры»
Уникальные карманные часы с богатым, резным корпусом были выполнены из серебра с позолотой. Конструкция в форме гусиного яйца скрывала встроенный механизм из 427 деталей. У мастера получился крохотный театр-автомат. Он разыгрывал небольшое представление, показывал время, исполнял три встроенные мелодии. Впоследствии инженер создавал проекты башенных, карманных, миниатюрных часов.
Первый протез для инвалидов войн
По задумке мастера механическая нога состояла из приспособлений-крепежей с поясами, ступни, голени, бедра. Механизм имитировал потерянную конечность, воспроизводил движения ноги, близкие к естественным.
Одноарочная мостовая конструкция
Кулибин сконструировал инновационный мост с пролетом на 298 м и построил модель в 1/10 натуральной величины. Проект не имел аналогов, был одобрен великим математиком, механиком Эйлером. Несмотря на правильность теоретических расчетов, мост не построили, хотя он мог облегчить жизнь петербуржцев при наводнениях.
Самодвижущаяся повозка
Изобретение считают прототипом велосипеда и автомобиля. В самобеглую коляску садился пассажир. Слуга давил на педали и приводил машину в движение. Знать воспринимала повозку как аттракцион. Проект затерялся в истории, сегодня сохранились только чертежи.
Первый в мире лифт
Конструкция состояла из двух толстых столбов и платформы с креслом. Лифт поднимали, опускали слуги при помощи винтового механизма на паровом приводе. Как и повозка, подъемное кресло стало популярным развлечением высших чиновников.
Чудо-фонарь
Чудесный фонарь Кулибина похож на современный прожектор. В корпус помещали свечу, благодаря зеркальным отражателям он давал направленный, мощный поток света. Несмотря на одобрение Екатерины II, задумку не использовали для освещения улиц. На базе проекта был изобретен компактный каретный фонарь и прожектор для кораблей.
Вечный двигатель
На протяжении 40 лет инженер был одержим неразрешимой задачей – создание вечного двигателя. Кулибин вложил в проект все личные средства, но так и не добился успеха.