Андрей Рублев – самый известный древнерусский художник-иконописец. Трудно поверить, что в течение шести веков о нем самом и его произведениях никто не знал. Он не подписывал свои работы, не искал славы, и как художника мир узнал его по воле случая только в начале XX века.
Сейчас известно, что Андрей Рублев родился в 1360 году в городке Радонеж Московского княжества. О том, что семья художника принадлежала к благородному сословию, говорит то, что у него была фамилия. В те далекие времена ее имели только люди, принадлежащие к высшему (дворянскому) сословию. Юношей Андрей стал послушником Троице-Сергиевой Лавры, позже принял монашество. Искусству живописи Рублев учился у иконописца Даниила Черного, а затем в Византии и Болгарии.
Это было суровое время, в государстве свирепствует чума и голод, ее раздирают войны и междоусобицы, княжества платят дань Золотой Орде. Поэтому по всей Руси возводится много соборов и храмов, и каждый украшается и расписывается иконописцами.
Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи 1405 года, вместе со знаменитыми мастерами Феофаном Греком и Прохором из Городца он работает над росписью иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Тогда и была написана одна из лучших икон Рублева – «Преображение». А через три года художник уже самостоятельно расписывает Владимирский Успенский собор, где сохранились его уникальные фрески. Вернувшись в Лавру, три года работает над знаменитой «Троицей», которая стала образцом для иконописцев. Сейчас она размещается в Государственной Третьяковской галерее.
Работы художника – величайшее достижение не только русского, но и мирового искусства. Своими произведениями Андрей Рублев положил начало расцвету школы московской живописи того времени. Его работы лишены мрачности, они наполнены светом и красотой. Спас Рублева – не грозный судья, а любящий, справедливый и прощающий, такого раньше в искусстве иконописи не было, и этот образ впервые воплотил русский художник. У него нет мрачных тонов – золотистые крылья ангелов, нежно-голубые, зеленоватые тона, общий светлый колорит икон и фресок Рублева, русский тип лица в образах – полная противоположность строгой и подчас мрачной византийской школе иконописи.
Лишь в 1988 году Собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых, открывшийся в Москве Музей древнерусской культуры носит имя иконописца, его 600-летие праздновалось во всем мире по решению организации ЮНЕСКО. Работы художника стали достоянием не только России, а всего человечества.