Метрополитен (от французского métropolitain — «столичная железная дорога»), также известный как метро или подземка — это линии железных дорог, которые:
- находятся в городе;
- изолированы от городских улиц;
- изолированы от других видов транспорта;
- изолированы от пешеходных маршрутов;
- предназначены для перевозки пассажиров.
Строить метро в Москве начали в 1931 году. Его открытие произошло 15 мая 1935 года. В этот день Москва стала 24-м по счету городом в мире, в котором появилась подземка. «Сокольники» – с этой станции начал свой путь первый состав московского метро. Всего на первой линии было 13 станций. Для оформления первых станций метрополитена привлекались лучшие художники и архитекторы Советского Союза. В том числе, по этой причине внутреннее оформление «Сокольников» было сохранено в первозданном виде по сей день.
За все время своего существования Московский метрополитен не работал всего один день – 16 октября 1941 года, во время Великой Отечественной войны. В тот день предполагалось его уничтожение в связи с угрозой захвата города фашистскими войсками. Это решение было отменено и в последствии метро играло роль бомбоубежища, став приютом для мирных жителей столицы. За годы военного времени в подземке появились на свет 217 деток.
В послевоенное время метро продолжило свое развитие и в 70–80-е годы уже протянулось до спальных районов Москвы. Это позволило решить значительную часть транспортных проблемы столицы.
На 2021 год столичное метро состоит из 14 линий общей длиной 414,7 км. В Московском метрополитене 241 станция, причем 48-ми из них присвоен статус объекта культурного наследия станций, а более 40 являются памятниками архитектуры.
К началу 2024 года правительство Москвы планирует построить ещё 25 станций и 58 километров линий метро.
В наши дни Московский метрополитен — один из самых популярных и удобных в мире. В среднем услугами метро в день пользуется около 7 млн. человек.
Московский метрополитен по праву признается многими экспертами и обычными людьми одним из самых красивых в мире. Архитектура его станции очень разнообразна, она менялась вместе со временем и продолжает улучшаться по сей день. Столичное метро было первым в мире, где станции выполняли не только функцию перевозки пассажиров, но и становились настоящими произведениями архитектурного искусства.
У самых первых станций было два основных направления оформления. В те годы активно использовалась идея метро как трубы. Также популярным было оформление внутреннего убранства метро в театральном стиле. Прекрасной иллюстрацией воплощения идеи тех лет является станция метро «Красные Ворота». Ее южный вестибюль (надземная часть, предназначенная для пропуска пассажиров) выполнен в форме трубы или раковины, а посадочный зал выполнен в классическом стиле, напоминающим театр или музей. В оформлении «Красных Ворот» использовались такие редкие и уникальные материалы, как уральский мрамор из месторождения Коелга, мраморовидный известняк из месторождения Биюк-Янкой, украинский лабрадорит.
Одной из самых популярных станций среди туристов является «Площадь Революции». Она признана объектом культурного наследия. Самым ее главным украшением являются 76 бронзовых скульптур. Каждая из этих скульптур изображает разных жителей столицы первой половины прошлого века – рабочих, колхозников, революционеров и студентов.
Станция «Театральная» является проводником к основным достопримечательностям столицы, таким как Кремль, Красная площадь, Большой театр и т.д. Она состоит из трех параллельных туннелей. Внутри ее украшают огромные барельефы, сделанные из фарфора. На них изображены танцоры и музыканты из стран СССР.
«Римская» является одной из самых примечательных станций. Ее архитектура была разработана совместно с итальянскими специалистами. Тут чувствуется особенное отношение к деталям декора – нет привычных указателей в зале ожидания поездов, ничего не мешает насладиться прекрасной скульптурой Мадонны с младенцем. Но самой главной изюминкой станции является фонтан. Сразу за скульптурами младенцев Ромула и Рема, присевших на колонне, находится стена, по которой стекает вода. Этот фонтан — единственный в Московском метро.
Еще одной визитной карточкой столичного метрополитена являются тематические поезда. Это поезда, с индивидуальными названиями и уникальным оформлением вагонов. На сегодня по рельсам столичной подземки курсирует 12 таких поездов.