
Белорусский вокзал – одна из значимых архитектурных достопримечательностей города Москва, ее визитная карточка.
В 1860-х годах активно разрасталась сеть железных дорог в России. Одну из веток решили протянуть в Москве от Тверской заставы (место въезда в город) до Смоленска, Бреста (Белоруссия) и к Варшаве (Польша). Так в 1869 году началось строительство новой железнодорожной станции, названной Смоленской. Завершение стройки и торжественное открытие вокзала состоялось 19 сентября 1870 года. По словам очевидцев того времени станция была большой и представляла собой величественное, красивое здание.
По мере удлинения протяженности железнодорожной линии и соединения ее с другими городами, название вокзала менялось несколько раз. Он был Брестским, потом его переименовали в Александровский (в честь императора Александра I), затем – Белорусско-Балтийский. Наконец, в 1936 году вокзал стал именоваться Белорусским и сохранил это название по сей день.
После реконструкции вокзала В 1912 по проекту архитектора Ивана Струкова здание расширилось и существенно преобразилось. На фасаде появились арки, колонны, картуши (обрамленные украшения) в виде щитов с железнодорожной тематикой, над входами в залы ожидания располагались изящные башенки с флагштоками, открылись кассы с билетами. Горожане и приезжие гости восхищались красотой вокзала, о нем писали в прессе.
Во время Отечественной Войны с Белорусского вокзала уходили эшелоны с военными, привозили раненых, а в 1945 году, когда закончилась война, встречали солдат победителей из Берлина. Именно по этой причине Белорусский вокзал еще называют “Вокзалом Победы”.
На вокзале есть мемориальная доска, установленная в 2005 году. На ней строчка из песни военных лет “Священная война”, которая прозвучала здесь в 1941 году. У фасада здания стоит памятник “Прощание Славянки”. На втором этаже здания находится небольшая церковь в честь святого Георгия Победоносца. Белорусский вокзал имеет железнодорожное сообщение с аэропортом Шереметьево.